В истории государства и общества бывают периоды наполненные насилием и междоусобицей. Как вспышки озаряют они спокойное течение времени и соплеменники, сограждане начинают уничтожать не только друг друга, но и само государство. Является ли это естественным ходом развития общества, как утверждают философы и историки? Или это стечение обстоятельств, при которых понимание нужд соплеменников сходит на нет, и единственной дорогой к выживанию становится разрушение, ставших нетерпимыми устоев?
Крестьяне
В начале ХХ века в Российской империи проживало около 170 миллионов человек. Из них 77% сельских жителей, крестьян. Эта основная масса населения на жизнь государственного организма никакого влияния не имела. И заставляла на себя обращать внимание только беспорядками и восстаниями. Революция 1905 года изрядно встряхнула государство и заставила власть имущих попытаться изменить крестьянский уклад.

Прежде всего, требовалось внести раскол в крестьянскую общину, которая во время революции превратилась в самоорганизующийся центр беспорядков в каждой деревне. Поэтому целью столыпинских реформ являлось не только создание зажиточного мужика-хозяина, как опоры государства, но и расселение крестьян по более мелким хуторам. До реформы крестьянин мог выйти из общины со своим наделом только с согласия всей общины. Реформа позволила свободный выход с наделом.
В общине земля распределялась полосами между участниками, и это распределение периодически менялось на общем сходе. Таким образом, все были в равных условиях, и постоянного хозяина у каждой конкретной полосы не было. Реформа полагала, что позволив крестьянину выйти из общины и закрепив за ним землю единым куском навсегда, превратит мужика в крепкого и законопослушного хозяина. Между тем, реформа совершенно не учитывала рельеф местности.

В общине получив по жребию несколько полос земли в разных местах, крестьянин в засушливый год выживал за счёт участка в низине, а в дождливый выручала полоса на возвышенности. Такая система не требовала заботливого отношения к земле, но давала возможность выжить. Выйдя из общины и поселившись на отдельном хуторе, крестьянин получал свой надел единым куском. И если этот участок находился в низине, хуторянин в первый же дождливый год разорялся полностью, вплоть до голода и продажи своего надела.
В итоге реформа имела успех только в степных районах, где земля ровная как стол. Так или иначе, перераспределение общинных наделов не могло помочь крестьянину поэтому, с точки зрения земледельца, реформа была очередной барской затеей. Мужику нужна была земля, но не крохотный общинный надел в собственности или на время. И взять эту землю в Европейской России можно было только у помещика. Но на такой передел власть пойти не могла. Другое дело свободные земли в Сибири.
Другим направлением столыпинской реформы было переселение крестьян на свободные сибирские земли. Дело пошло хорошо. Переселилось более 3 миллионов человек. Новые хозяйства на одном маслоделии давали казне доход вдвое больше, чем вся золотодобыча. Но затем стал расти поток возвращенцев. Особенно много из Сибири людей вернулось в 1910 году, разорившихся, отчаявшихся, недовольных. П.А. Столыпин сам поехал туда, чтобы разобраться на месте. Он пришёл к выводу, что причина кризиса в слишком жёстком бюрократическом контроле, вмешательстве чиновников в дела новых хозяев. Был начат пересмотр законов о переселенцах.

Сибирь произвела на Столыпина громадное впечатление. Там не было помещиков, и тон задавал богатый мужик. Тот самый, для создания которого реформу и затеяли. Но столкнувшись со своим детищем наяву, Столыпин не разрешил вводить в Сибири земское самоуправление, посчитав его слишком демократическим. Переселенцы остались под властью государственного аппарата.
Рабочие
Численность рабочего класса в России в начале ХХ века достигла почти 17 миллионов человек. Условия жизни у них были тяжёлые. 12-ти часовой рабочий день, нерегулярная оплата труда с произвольно установленными штрафами, низкий уровень техники безопасности. Статистика даёт страшные цифры – за год с каждым шестым происходил несчастный случай на рабочем месте, девять из тысячи рабочих погибали на производстве. Человека могли уволить в любой момент без объяснения причин. Работник на производстве был бесправен и законом не защищён.

После революции 1905 года ситуация стала меняться в лучшую сторону. Рабочий день был в среднем уменьшен до 10 часов. Стал действовать закон об обязательном страховании от болезней и несчастных случаев, а работники казённых предприятий получили право на государственную пенсию. Постепенно вырос заработок, улучшались жилищные условия. Но все эти очевидные правила и законы вводились только после стачек, демонстраций, а то и кровавых столкновений со стражами порядка. Люди приучались воевать за свои права с властью. Государство без борьбы ничего рабочим не давало.
Государственная Дума
В разгар первой Русской революции манифестом от 17 октября 1905 года была учреждена Государственная дума. Это особый законосовещательный, а впоследствии законодательный орган Российской империи, депутаты которого по сложной многоступенчатой системе избирались всем населением. Выборы в Думу первого созыва дали преимущество противникам существующего режима. С трибуны гремели угрожающие призывы. В итоге через два с половиной месяца Первая Дума указом монарха была распущена. Снова выборы, результат тот же, роспуск через три с половиной месяца.

В Третью Думу выбирали по новым правилам, дающим значительные преимущества состоятельным избирателям. Это учреждение проработало весь положенный срок. Большинство депутатов в Думе третьего созыва принадлежало к партии октябристов, сторонников конституционной монархии с преимущественной властью монарха, и кадетов, партией западного образца, выступающей за свободу слова, печати, отмену сословных ограничений и т.п.
Реальной власти Дума не имела, её работа могла быть в любой момент приостановлена, а то и прекращена по указу монарха. Поэтому людей дела, государственных людей это учреждение ни воспитать, ни привлечь в свои ряды не могло. Здесь задавали тон мастера слова, ораторы способные критиковать и осуждать, но не предлагать конкретных действий по улучшению порядков.

В России существовали и радикальные течения – социал-революционеры (эсеры) и социал-демократы (меньшевики и большевики). Эти партии требовали удовлетворить нужды основной массы населения – отдать помещичьи земли крестьянам, улучшить положение рабочих. Но в Думе их представительство было ничтожным. Лидеры социалистов считались преступниками, их разыскивали и арестовывали при первой возможности, поэтому они в основном находились в эмиграции.
Как показал 1905 год, регулярных войск в империи было вполне достаточно для подавления беспорядков, сползания страны в революционный хаос. А несколько урожайных лет и экономический подъём в России стабилизировали ситуацию окончательно. Развитию государства требовалось только не мешать.
Вероятно, по прошествии десятилетий Государственная Дума из театра ораторов преобразовалась бы в настоящий законодательный орган западного образца. Возможно, рабочие постепенно добились бы нормализации условий жизни и труда, а крестьяне приспособились бы настолько, что уже никакие реформы над ними не потребовались бы…

Война
Но в 1914 году произошло событие, которое продемонстрировало, что существующий в стране режим не способен позволить государству нормально развиваться. Россия вступила в Первую Мировую войну. Причиной войны были франко и англо-германские противоречия. Повод – убийство австрийского эрцгерцога. Задачи России – защитить Сербию от Австро-Венгрии, цель – присовокупить к территории империи Константинополь с проливами. Как видно, причина, повод, задачи и цель были бесконечно далеки не только от нужд, но и от понимания основной части населения. К тому же, Россия не закончила к началу войны перевооружение армии. Тем не менее руководство страны сочло возможным сначала вступить в военный союз с Великобританией и Францией («Антанта»), а затем и посчитало себя способным вступить в войну.

За предшествующее Первой Мировой войне столетие произошли коренные изменения в способах ведения войн. Эпоха решающих сражений регулярных армий на определённом поле боя ушла в прошлое. Промышленная революция позволяла вооружить и мобилизовать громадные массы населения. Теперь сражались не только профессиональные военные, воевали народ с народом. Линия – фронт противостояния армий протянулась от моря до моря. К тому же выяснилось, что средства обороны превосходят возможности атаки. Линию окопов, пулемётные доты и колючую проволоку конница и пехота самостоятельно преодолеть не могли. Требовалась массированная артиллерийская подготовка по уничтожению целых площадей фронта, иначе атакующие просто расстреливались, не достигая линии противника. А значит, необходимо было снабдить армию, как снарядами, так и пулемётами в количествах не меньше, чем у врага.

Первое же сражение с германцами закончилось тяжёлым поражением. Сказалась неопытность, неумение русского командования руководить крупными войсковыми соединениями. На второй год войны Германия, не сумев сломить фронт союзников во Франции, ударила всей мощью по России. Почти сразу выявилась неспособность руководства страной обеспечить армию необходимым вооружением. Начался «снарядный» голод. Армия расплачивалась человеческими жизнями и отступала. Катастрофы удалось избежать, но появилось и стало крепнуть недовольство властью. В 1916 году против австрийцев (вооруженных, так же как и русские) была проведена удачная наступательная операция (Брусиловский прорыв), однако как только немцы перебросили на место прорыва несколько своих дивизий, положение стабилизировалось. До 1917 года преимущество германцев в вооружении сохранилось.

За время участия России в первой Мировой войне было мобилизовано более 15 миллионов человек. Это 39% мужского населения от 15 до 49 лет. По официальным данным потери Русской армии составили 1,7 миллиона убитых и умерших от ран, 5 миллионов раненых и 2,5 миллиона военнопленных. За первые годы войны почти полностью погибли регулярные воинские части, профессиональные военные. Основу армии стали составлять мобилизованные крестьяне и рабочие. Недовольные своим положением до войны и озлобленные теперь, эти вооруженные массы людей легко впитывали любую антиправительственную пропаганду.
Причины этого были не только в неспособности руководства переломить ход войны. Разными путями доходили до солдат сведения об ухудшении положения в тылу. В деревнях с трудом налаженное хозяйство приходило в упадок без отправленного воевать хозяина. На заводах был установлен военно-полицейский надзор, урезаны завоёванные в предвоенные годы права рабочих. И вектор ненависти всё больше разворачивался от противника внутрь страны.

В этих условиях роль рупора недовольства взяла на себя Государственная Дума. Почему-то считалось, что если в Думе будут критиковать власть, то солдатам и офицерам будет легче перетерпеть войну. Упражняясь в красноречии, депутаты клеймили правительство, особенно упирая на засилье «тёмных сил». Под этими силами подразумевался приближённый царской семьи Г.Е. Распутин. Совершенно аморальный тип, выходец из крестьян, «целитель», проходимец, развратник и пьяница. Особым доверием, даже преклонением он пользовался у супруги царя, за якобы способность поддерживать здоровье наследника.
Кроме прочего, раздражала избирательная принципиальность Николая II. Хотя бы пообещать крестьянам и рабочим улучшить их положение, он считал в условиях войны недопустимым. Однако когда царю указывали на необходимость убрать «гуляющего» по столице Распутина, он отвечал: «Лучше один Распутин, чем десять истерик в день!».

В декабре 1916 года Распутина убили. Ни на фронте, ни в тылу ничего не изменилось. «Тёмной силой» оказался другой человек. Вектор недовольства теперь указывал прямо на царя. Случаи неповиновения прокатились по фронтам. Страна достигла предела терпения. В этой обстановке Россия вступила в 1917 год.

Столыпин Пётр Аркадиевич — родился 2 апреля 1862 год в столице Саксонии Дрездене. Отец – генерал от артиллерии. Мать из княжеского рода Горчаковых. Образование – Санкт Петербургский Императорский Университет по специальности агрономия. Служил в Министерстве внутренних дел, затем гродненским , саратовским губернатором. С 1906 года министр внутренних дел Российской Империи. Инициатор масштабной аграрной реформы. 1 сентября 1911 года в возрасте 49 лет убит террористом в киевском городском театре.

Распутин Григорий Ефимович – родился 9 января 1869 года в селе Покровское Тобольской губернии в семье крестьян. Будучи религиозным, странствовал по святым местам России, побывал в Иерусалиме. В 1903 году приехал в Петербург и в течении года среди великосветского общества стяжал славу «божьего человека», «старца». Приобрёл влияние на императорскую семью и прежде всего на императрицу тем, что якобы помогал её сыну, наследнику престола бороться с болезнью, перед которой оказывалась бессильна медицина. Обвинялся как церковью, так и обществом в сектантстве и распутном поведении. 17 декабря 1916 года в возрасте 47 лет был убит заговорщиками в доме князя Юсупова в Петрограде.

Николай II, Романов Николай Александрович – родился 6 мая 1868 года в Царском селе. Отец – император Александр III. Мать – императрица Мария Фёдоровна. 21 октября 1894 года вступил на престол. 14 ноября 1894 года сочетался браком с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Гессен-Дармштадтской. На его правление приходится участие России в русско-японской и Первой мировой войне. 23 августа 2015 года принял на себя звание Верховного главнокомандующего русской армией в Первой мировой войне. 2 марта 1917 года подписал акт об отречении от престола. С 9 марта 1917 года вместе с семьёй находился под арестом. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в возрасте 50 лет был расстрелян с членами семьи и прислугой в Екатеринбурге местными представителями Советской власти.